Инклюзивное образование

Организация образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

       Цель в области развития инклюзивного образования – создать необходимые условия для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. 
     Главный принцип – помочь ребёнку найти  собственный ресурс. Одна из важнейших задач коллектива – организовать обучение детей с ОВЗ  в соответствии с их образовательными потребностями, так, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе.      
    Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ с учётом их психофизических особенностей рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ. 
  Разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.   
    Утверждены адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с НОДА, обучающихся  с РАС.
    Коррекционные программы разработаны как отдельные части реализуемых в школе адаптированных общеобразовательных программ.  Основными направлениями коррекционно-развивающей работы является развитие когнитивной  и регулятивной сферы; развитие коммуникативных навыков и адекватных эмоциональных реакций; формирование навыков уверенного поведения и коррекция самооценки; профилактика конфликтов.
   В зависимости от рекомендаций специалистов ПМПК, заключений ВК, заявлений родителей (законных представителей) обучение детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, организуется инклюзивно в классе и индивидуально на дому.                       Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с  индивидуальной программой реабилитации инвалида.     Основанием для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями осуществляется при письменном согласии родителей (законных представителей)  и заключения ТПМПК. В образовательной организации создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов: материально-техническое обеспечение, обеспечение бесплатным питанием.

Материально-техническое обеспечение

          Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду, в том числе материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающимися с ОВЗ в здание и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (вход в образовательную организацию оснащён пандусом).    Кабинеты психолога, сенсорная комната оснащены специальными техническими средствами  обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.           Оснащение и оборудование спортивного зала позволяет подобрать доступные и привлекательные для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов виды физической активности.

Информационное обеспечение

        В школе создана информационно-образовательная среда, на основе которой развивается дистанционная форма обучения. Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды, испытывающие трудности в коммуникации имеют возможность использовать информационно-коммуникативные технологии.     В образовательной организации создана система  доступа участников образовательных отношений к сетевым источникам информации (на сайте школы есть версия для слабовидящих), в библиотеке оборудовано  место для индивидуальной работы с электронными носителями информации, выходом в интернет.

Сетевые формы взаимодействия

  Выстроена система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны органов социально защиты, опеки и попечительства.

Психолого-педагогическое взаимодействие (работа специалистов психолог-медико-педагогического консилиума)

   В целях поддержания комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, координации усилий и действий всех участников образовательного процесса с целью оказания помощи ребёнку в преодолении актуальных для него проблем развития и воспитания в школе организован ПМПК.

   Динамика коррекционно- развивающей работы с обучающимися рассматривается на плановых и внеплановых заседаниях школьного ПМПк.  Деятельность ПМПк осуществляется согласно ежегодному плану работы, утверждённому директором.      Своевременное выявление и комплексное обследование детей с трудностями и проблемами в обучении. Со сниженными адаптационными возможностями позволяет специалистам сопровождения оказать им своевременную помощь, обеспечить создание специальных образовательных условий.

Возможности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Бутурлиновская ООШ № 1:

1. Для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - имеется пандус (при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо).

2. Для охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи, проведения профилактических осмотров, иммунизации, первичной диагностики заболеваний в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10

3. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).

4. Имеются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

5. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.